В 2010 году Д. Гилберт с соавторами обозначили 4 типа СТМ:
⠀
- ?Дженерики. Товары самой низшей ценовой категории, в дешевой упаковке, с или без имени ритейлера на ней.
- ????СТМ, ориентированные на цену. Не уступают продукции ведущих производителей, но более дешевые.
- ????СТМ, ориентированные на качество. Отличаются высоким качеством, способны конкурировать с брендами производителей.
- ????Собственные эксклюзивные марки. Продаются только в магазинах конкретной торговой сети.
Классификация СТМ С. А. Старова
⠀
В 2013 году предложил расширить классификацию собственных торговых марок и добавить новые критерии оценки брендов.
Он выделил 5 признаков типологизации СТМ.
1. Соотношение цены и качества:
⠀
•Бюджетные СТМ. Дешевые товары для покупателей, чувствительных к цене. ⠀
•Премиальные СТМ. Продукция высокого качества и ценой.
2. Позиционирование в товарной категории ⠀
⠀
•СТМ-драйверы. Занимают ведущие позиции в товарной категории. Обладают высокой ценой и качеством. ⠀
•СТМ-имитаторы. Визуально похожи на бренды производителей, на упаковке может быть указано название торговой сети или марки ⠀
•Дифференцированные СТМ. Для позиционирования данного бренда выбирается значимая товарная характеристика, не используемая для товара СТМ-лидера.
3. Архитектура торговой марки
⠀
•Индивидуальные СТМ. Название торговой марки отличается от бренда ритейлера и товарного семейства. ⠀
•Зонтичные СТМ. На упаковке такого товара указано имя ритейлера или имя товарного семейства.
4. Роль в марочном портфелем
⠀
•СТМ — «трудные дети». Слабо развитые торговые марки на привлекательном рынке ⠀
•СТМ — «дойные коровы». Приносят прибыть при минимальных затратах. ⠀
•Стратегические СТМ. Предопределяют развитие портфеля СТМ. ⠀
•СТМ — «кандидаты на деинвестирование». Такие бренды необходимо убрать из марочного портфеля
•Фланговые СТМ. Защищают стратегические СТМ от атак брендов производителей.
5. Добавленная ценность
⠀
•СТМ с добавленной функциональной выгодой превосходящего функционирования
характеризуются высокой ценой и качеством. ⠀
•СТМ с добавленной психологической выгодой обеспечивают потребителям дополнитель