В 2010 году Д. Гилберт с соавторами обозначили 4 типа СТМ:
- Дженерики. Товары самой низшей ценовой категории, в дешевой упаковке, с или без имени ритейлера на ней.
- СТМ, ориентированные на цену. Не уступают продукции ведущих производителей, но более дешевые.
- СТМ, ориентированные на качество. Отличаются высоким качеством, способны конкурировать с брендами производителей.
- Собственные эксклюзивные марки. Продаются только в магазинах конкретной торговой сети.
Классификация СТМ С. А. Старова
⠀
В 2013 году предложил расширить классификацию собственных торговых марок и добавить новые критерии оценки брендов.
Он выделил 5 признаков типологизации СТМ.
Соотношение цены и качества:
- Бюджетные СТМ. Дешевые товары для покупателей, чувствительных к цене.
- Премиальные СТМ. Продукция высокого качества и ценой.
Позиционирование в товарной категории ⠀
- СТМ-драйверы. Занимают ведущие позиции в товарной категории. Обладают высокой ценой и качеством. ⠀
- СТМ-имитаторы. Визуально похожи на бренды производителей, на упаковке может быть указано название торговой сети или марки ⠀
- Дифференцированные СТМ. Для позиционирования данного бренда выбирается значимая товарная характеристика, не используемая для товара СТМ-лидера.
Архитектура торговой марки
- Индивидуальные СТМ. Название торговой марки отличается от бренда ритейлера и товарного семейства. ⠀
- Зонтичные СТМ. На упаковке такого товара указано имя ритейлера или имя товарного семейства.
Роль в марочном портфелем
- СТМ — «трудные дети». Слабо развитые торговые марки на привлекательном рынке ⠀
- СТМ — «дойные коровы». Приносят прибыть при минимальных затратах.
- Стратегические СТМ. Предопределяют развитие портфеля СТМ.
- СТМ — «кандидаты на деинвестирование». Такие бренды необходимо убрать из марочного портфеля
- Фланговые СТМ. Защищают стратегические СТМ от атак брендов производителей.
Добавленная ценность
- СТМ с добавленной функциональной выгодой превосходящего функционирования характеризуются высокой ценой и качеством.
- СТМ с добавленной психологической выгодой обеспечивают потребителям дополнитель